Официальные ресурсы

Интервью газете "Коммерсант-Волга"

30 марта 2016 Распечатать
"Условия санкционного давления открыли для предприятий уникальное "окно возможностей"
23213

Самарская область наряду с другими регионами страны активно включилась в процесс импортозамещения. О том, с какими трудностями сталкиваются предприятия региона в связи с этим, а также на какую поддержку они могут рассчитывать на федеральном и региональном уровнях, рассказал полномочный представитель президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич.

— Михаил Викторович, сегодня о западных санкциях и их последствиях не говорит только ленивый. Есть ли уже понимание того, насколько больше плюсов или минусов они принесли отечественной промышленности?

— Санкции в любых их проявлениях — это, безусловно, негативный фактор воздействия на экономику. Ограничения в доступе к различным ресурсам — будь то финансы или технологии — не могут не оказывать влияние. И было бы неправильно говорить о том, что отечественная экономика проходит этот период безболезненно. С другой стороны, условия санкционного давления открыли для предприятий и целых отраслей уникальное «окно возможностей». И наша задача — это «окно» использовать максимально эффективно. Речь, в первую очередь, идет о реализации поставленной президентом России задачи по импортозамещению. Сложившаяся политическая и экономическая ситуация подтолкнула нас к тому, чтобы мы по-новому оценили возможности отечественной промышленности и агропромышленного комплекса. И мы видим, что тот пессимизм, который был в самом начале пути, сегодня сходит на «нет» — мы порой и сами не подозревали, какие резервы в этой части заложены в экономике страны.

Кто-то полагал, что введенные против России санкции нанесут ущерб нашей экономике. На самом деле уже сейчас и статистика, и практика показывают, что промышленность постепенно адаптируется к современным экономическим реалиям. Целый ряд промышленных направлений мы в значительной степени закрываем продукцией отечественного товаропроизводителя. Понятно, что здесь пока нет и не может быть никакой эйфории, потому что мы только в начале этого пути. По большому счету, произошли систематизация и осмысление глобальности задач, которые перед нами ставит процесс импортозамещения. Но на самом деле это действительно очередной шанс, который обстоятельства дали нашей экономике и нашей промышленности.

На федеральном и региональном уровнях уже сделаны серьезные шаги по решению вопросов развития импортозамещения. Конечно же, этот комплекс мер не может дать моментального эффекта. Но он является основой для системных изменений. При этом хочу подчеркнуть — принципиально важно в этом вопросе выдержать единую линию, скоординировать проекты импортозамещения с учетом потребностей страны, приоритетных задач развития экономики и сильных сторон регионов, а также реальных возможностей предприятий. Есть абсолютные приоритеты, например, оборонная промышленность, где мы стремимся к стопроцентному импортозамещению. Но в остальных отраслях эту работу надо проводить разумно. Необходимо понимать, где у нас уже есть определенные заделы, а где отставание является критическим, и там потребуются дополнительное время и ресурсы.

— Как сегодня государство решает задачу по импортозамещению, какая работа ведется на федеральном уровне?

— Буквально за год на федеральном уровне разработан целый комплекс необходимых инструментов поддержки. Под руководством председателя правительства Российской Федерации Дмитрия Медведева создана правительственная комиссия по импортозамещению. Она осуществляет контроль и координацию деятельности всех участников процесса по наиболее «чувствительным» вопросам (Михаил Бабич является членом данной комиссии. — Прим. ред.). На ежеквартальных заседаниях рассматриваются отдельные отраслевые вопросы, вырабатываются предложения и необходимые решения для повышения эффективности деятельности по импортозамещению.

Результатом работы комиссии стало принятие ряда нормативно-правовых актов, которые дали серьезный импульс развитию импортозамещающих производств. В частности, введен запрет на закупки для государственных и муниципальных нужд отдельных видов зарубежной продукции. Получил развитие при госзакупках механизм, который в профессиональной среде называется «третий лишний», когда при наличии двух поставщиков отечественной продукции к участию в торгах не допускаются поставщики иностранной. Внесены изменения в федеральное законодательство, позволившие усовершенствовать вопросы осуществления компаниями с госучастием, а также их дочерними компаниями закупок продукции, в том числе импортного производства для реализации крупных инвестиционных проектов и инвестиционных программ стоимостью более 10 млрд рублей.

Кроме того, реализуются мероприятия по увеличению доли малых и средних предприятий в закупках госкомпаний. В текущем году они обязаны закупать у малого и среднего бизнеса не мене 18% товаров и услуг, а к 2018 году этот норматив достигнет 25%. Проводником этой задачи является «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», которая должна проводить мониторинг, обеспечивать оценку и контроль за данными закупками. В настоящее время корпорацией уже подписаны рамочные соглашения о взаимодействии с 14 крупнейшими заказчиками, в числе которых ОАО «НК «Роснефть», ГК «Ростех», ОАО «РЖД», ГК «Росатом», ФГУП «Почта России», ПАО «Ростелеком», ПАО «Россети», ГК «Росавтодор». До 31 марта правительство России в соответствии с поручением президента страны должно определить обязательный годовой объем таких закупок.

До конца 2017 года во всех субъектах Российской Федерации планируется создать многофункиональные центры для бизнеса, задачами которых будут предоставление государственных и муниципальных услуг, государственной поддержки, консультационно-информационных и кредитных услуг.

Одним из важных факторов развития импортозамещения является поддержка несырьевого экспорта. В настоящее время правительством страны принимаются значительные усилия в этом направлении. К примеру, антикризисным планом на текущий год предусмотрены мера поддержки экспорта высокотехнологичной продукции на сумму 13 млрд рублей.

Одним из ключевых факторов развития импортозамещения в стране являются принятые в 2015 году на федеральном уровне планы по организации производства и выпуска приоритетных и критических видов продукции, с высокой долей импортозависимости — так называемые «отраслевые планы по импортозамещению». Их исполнение позволит в значительной степени снизить импорт, а по значительному перечню продукции вообще от него отказаться. Также это создаст условия для роста отечественного производства высокотехнологичной продукции. Минпромторгом России утверждены 20 отраслевых планов, которые включают более двух тысяч проектов, созданы профильные межведомственные рабочие группы для взаимодействия производителей и потребителей импортозамещающей продукции. Минсельхозом России ведомственным приказом утвержден перечень инвестиционных проектов, реализация которых также способствует импортозамещению.

Создан портал «ГИС Промышленность», в котором предприятия и региональные министерства промышленности могут создавать личные кабинеты, получать информацию о существующих на федеральном уровне мерах поддержки и условиях их получения. Функции центра мониторинга, анализа и поддержки процессов импортозамещения в регионах возложены на Фонд развития промышленности. По сути дела теперь он является оператором поддержки импортозамещающих производств в регионах, «единым окном» по получению заявок организаций, оказанию информационной и консультативной поддержки. В 2015 году фонду выделено 20 млрд рублей, в текущем году по поручению президента предусмотрено предоставление еще 20 млрд рублей. Это позволит в условиях здоровой конкуренции отобрать наиболее значимые и перспективные проекты в различных отраслях промышленности.

Нужно отметить, что ФРП переформатировал свои программы с целью фокусировки на поддержке средних производственных компаний. Предельная сумма займа снижена с 500 до 300 млн рублей, что позволит повысить доступность денежных средств для среднего бизнеса. Отмечу также, что принято решение о создании по примеру ФРП аналогичных фондов развития промышленности в регионах страны, что, безусловно, усилит работу по реализации задач по импортозамещению.

— ПФО является одним из ведущих федеральных округов по социально-экономическому развитию. Какая работа ведется аппаратом полпреда и региональными властями в плане решения задач по импортозамещению, какие практические результаты она уже принесла?

— Достижение реального результата в рамках реализации задач по импортозамещению во многом зависит от того, насколько слаженными и просчитанными будут действия федеральных, региональных властей и бизнеса. В самом начале пути мы сталкивались со значительным количеством проблемных вопросов, которые препятствовали решению задачи. Одними из ключевых — и на это нам неоднократно жаловались представители бизнес-сообщества — стали излишняя забюрократизированность процесса получения государственной поддержки, отсутствие у предприятий нужной информации и обратной связи от органов власти при включении проектов в планы по импортозамещению и их реализации. Для решения проблемы необходимо было наладить эффективное взаимодействие по линии «предприятие — органы исполнительной власти региона — Минпромторг». Эту работу мы организовали в рамках совета Приволжского федерального округа по промышленной политике, сопредседателями которого являемся мы с министром промышленности и торговли Российской Федерации Денисом Мантуровым.

В рамках деятельности совета внедрена практика проведения под моим руководством региональных совещаний по импортозамещению, участие в которых принимают руководители ключевых предприятий промышленности и АПК, представители Минпромторга, Минсельхоза России, региональных властей. Такие совещания уже проведены более чем в половине регионов Приволжья. Одно из последних, кстати, состоялось в Самаре в начале марта, участие в нем принял министр транспорта России Максим Соколов. Тогда мы детально обсудили развитие транспортной отрасли и транспортного машиностроения в регионе.

Цель нашей работы в рамках подобных совещаний — совместно с федеральными органами государственной власти и регионами разобраться в фактическом положении дел с реализацией мероприятий по импортозамещению, определить проблемные вопросы, а также, при необходимости, в «ручном режиме» оказать конкретную поддержку предприятиям. Мы ставим перед собой две основные задачи. Во первых, определить предприятия региона, которые способны выпускать импортозамещающую продукцию, но по различным причинам, в том числе финансового характера, не могут организовать ее серийное производство. Во вторых, выявить «предприятия-новаторы», которые создают «прорывные» технологии, способные стать точками роста и выпускать продукцию, на 100% замещающую импортные аналоги.

В ходе прошедших совещаний мы выделили ряд системных вопросов, о которых заявляют руководители предприятий. Это отсутствие собственных оборотных средств, достаточно высокие процентные ставки по кредитам, рост стоимости отечественного и импортного оборудования, запланированного к закупке для реализации проектов, а также сырья, материалов и достаточно забюрократизированная система получения государственной поддержки. Особенно актуальна проблема, когда вертикально интегрированные структуры и компании с государственным участием злоупотребляют своим положением на рынке и навязывают поставщикам условия длительных отсрочек по платежам и не соблюдают сроки расчетов за поставленную продукцию. Все эти проблемные вопросы были обобщены, проработаны совместно с Минпромторгом России, и по ним либо уже приняты конкретные меры, либо они находятся на рассмотрении в правительстве страны.

Сегодня мы можем констатировать, что предприятия округа активно включились в работу — из двух тысяч проектов в рамках отраслевых планов Министерства промышленности и торговли страны около пятисот — то есть четверть — приходятся на предприятия Приволжского федерального округа. Из них 24 проекта, включенные в семь отраслевых планов, реализуют предприятия Самарской области.

— Для Самарской области одной из ключевых отраслей промышленности является машиностроение. Как в новых экономических реалиях чувствуют себя предприятия этой отрасли? Включились ли они в процесс импортозамещения?

— Машиностроение включает большое количество отраслей промышленности и играет важнейшую роль в экономике не только Самарской области, но и Приволжского федерального округа. В прежние времена эта отрасль демонстрировала позитивную динамику развития, во многом была драйвером развития для многих других смежных отраслей. Но, к сожалению, в нынешних непростых условиях машиностроительный комплекс переживает не самые лучшие времена. Причины тому разные — это и резкое удорожание импортного сырья и комплектующих из-за роста курсовой разницы валют, и снижение спроса. Но именно такая ситуация должна мобилизовать менеджмент предприятий на поиск скрытых резервов, снижение издержек, повышение качества продукции. Необходимо включиться в создание современных востребованных как на внутреннем, так и на внешнем рынках видов продукции. А это есть не что иное, как импортозамещение, о котором мы с вами говорим. Если удастся занять эти ниши сегодня, то потом, даже после изменения внешнеполитической ситуации, эти рынки уже будут за российскими предприятиями.

В этом направлении многими предприятиями работа уже ведется. Я уже говорил о том, что в отраслевые планы по импортозамещению Минпромторга России включены 24 проекта самарских предприятий. Так вот, практически все они, за исключением двух, реализуются в различных отраслях именно машиностроения — в нефтегазовом, энергетическом, тяжелом, сельскохозяйственном машиностроении и станкостроении.

— Как вы прокомментируете отставку Бу Андерссона с поста президента ОАО «АвтоВАЗ»?

— Когда мы говорим про «АвтоВАЗ», то должны понимать, что речь идет о предприятии, которое во многом имеет системообразующее значение для отрасли в масштабах всей страны. На протяжении всего периода работы прежней команды менеджеров и правительство России, и корпорация «Ростехнологии» как один из ключевых акционеров, и мы с позиции полпредства прикладывали значительные усилия для того, чтобы АвтоВАЗ стал успешным предприятием: получил технологические и экономические перспективы и выполнял социальные обязательства перед своими работниками.

Но, к сожалению, менеджмент предприятия избрал модель, при которой были нарушены прежние кооперационные и технологические связи с отечественными производителями комплектующих, был сделан выбор в пользу зарубежных компаний.

На первоначальном этапе такая политика объяснялась якобы низким технологическим уровнем и качеством продукции российских партнеров. Но мы пригласили менеджмент АвтоВАЗа на наши отечественные предприятия и показали, что многие из них сегодня являются поставщиками иностранных автомобильных компаний, у которых претензии по качеству, по уровню квалификации наших конструкторов, инженеров и рабочих отсутствуют.

Я неоднократно проводил совещания как на площадке полпредства, так и на самом АвтоВАЗе. На одном из последних — осенью прошлого года — мы собрали за одним столом менеджмент АвтоВАЗа и руководителей ключевых предприятий-комплектаторов для того, чтобы сблизить их позиции, выработать оптимальную, выгодную обеим сторонам модель сотрудничества. Но, несмотря на все усилия, мы увидели, что динамика участия российских отечественных предприятий-комплектаторов в обеспечении АвтоВАЗа своими изделиями снижается, причем значительно. Эту проблему менеджмент АвтоВАЗа не просто не решил, а сам создал условия для того, чтобы наша компонентная отрасль оказалась в таком сложном положении. В итоге это привело к остановкам производства, введению режима неполной рабочей недели и сокращению людей. Как следствие, мы получили рост социальной напряженности не только в Тольятти, но и в других регионах округа и страны, где расположены предприятия автокомпонентной отрасли. Эта политика в конечном счете больно ударила и по экономике самого АвтоВАЗа — в условиях роста курса иностранной валюты закупка сырья и комплектующих у зарубежных партнеров стала невыгодной. Себестоимость продукции резко выросла, а спрос на автомобили сократился. В итоге финансовый убыток автогиганта в 2015 году, как вы знаете, достиг почти 74 млрд рублей.

Что касается социального фактора. Нужно понимать, что АвтоВАЗ — это не рядовое предприятие автомобильной промышленности, это, по сути, ядро легкового автомобилестроения страны. Поэтому массовые сокращения людей, которые произошли как на самом АвтоВАЗе, так и вынужденно на предприятиях-смежниках, не соответствуют интересам Российской Федерации. Мы видим, что произошла ликвидация опытно-конструкторского производства, центра конструкторских разработок. По сути дела, с предприятия ушла инженерная мысль и наше крупнейшее предприятие постепенно превращалось в обычное сборочное производство. Такое положение дел во многом и стало поводом для принятия кадровых решений в отношении руководства АвтоВАЗа.

— Как вы оцениваете перспективы развития автогиганта при новом руководителе?

Полагаю, что новый президент АвтоВАЗа, учитывая его большой управленческий опыт и достигнутые успехи в автоиндустрии, сумеет наладить необходимый уровень взаимодействия с российскими поставщиками и продолжит работу по повышению качества автомобилей Lada. При этом отмечу, что внедряемая в настоящее время схема управления, при которой усиливаются позиции «Ростехнологий», позволит обеспечить необходимый уровень контроля Российской Федерации за ситуацией на предприятии. Это даст возможность, с одной стороны, применять на предприятии самые современные и успешные методы управления, а с другой — делать это, учитывая не только конкретные бизнес-задачи, но и интересы отечественного автопрома и людей, которые работают в этой отрасли.

— Новинки АвтоВАЗа - Lada Vesta и Lada Xray вам продемонстрировали одному из первых. Скажите честно, понравились автомобили?

— Честно — да, понравились. Во время запуска производства Lada Vesta в Ижевске мне удалось протестировать автомобиль. Поверьте, по своим техническим характеристикам, ездовым качествам и дизайну он ничуть не уступает своим иностранным собратьям по классу. Побывать на тест-драйве Lada Xray мне не довелось, но я познакомился с автомобилем еще до его запуска в серию. И он также оставил у меня только самые хорошие впечатления.

Отрадно, что российские инженеры и работники автопрома доказали — они способны выпускать самые современные автомобили. Теперь необходимо продолжить работу по обновлению линейки выпускаемой продукции. И важно, чтобы это были надежные отечественные машины с высоким уровнем локализации производства, созданные из качественных российских комплектующих, вызывающие доверие и спрос со стороны наших автолюбителей. Уверен, что общими усилиями мы сумеем наладить эту работу.

Самарская область